lub_malysh (lub_malysh) wrote,
lub_malysh
lub_malysh

Слово о шрифтах

Оригинал взят у bujhm в Слово о шрифтах

киноцитата


Вначале ничего не было. Потом, как известно, появилось слово. После этого стало гораздо проще, поскольку всё остальное было делом техники. И благодать такая длилась до тех пор, пока кто-то это слово не додумался оформить в виде знака. Легко представить себе картину: стоит некий пещерный человек перед стеной своей родной пещеры и рассеянно почёсывает низкий лоб суковатой палицей. Палица у него в правой руке, а кусок какой-нибудь охры - в левой. На стене нарисованное Слово. Это дело видит его сосед и тут же оглядывается на вождя племени - не даст ли он самодеятельному писцу по шее за порчу обоев. Вождь не даёт по шее, он занят выковыриванием еды из зубов и вообще благодушен. Сосед вдохновляется, идёт в свой угол и там на стене повторяет Слово, как запомнил. Все в восторге, кроме автора - ему не очень нравятся толщина штрихов, угол и освещение - и он поудобнее перехватывает свою суковатую палицу... Так появились первые шрифты.

Шрифт - набор символов алфавита характеризующихся одинаковыми:
- характером рисунка;
- формой: прямой, наклонный, курсив;
- насыщенностью: светлый, полужирный, жирный; и
- размером в пунктах.

Шрифт предназначен для восприятия информации людьми и устройствами.
Различают рукописный, рисованный, гравированный и наборный шрифты. В информатике различают матричные и векторные шрифты.


Можно говорить, что человек на некую часть себя состоит из текстов, которые он читает и пишет. Но можно сказать, что с неменьшим успехом человек состоит и из шрифтов, которые он видит вокруг себя. И иногда использует. То есть, в жизни видит он в основном газетно-журнальные гарнитуры всякие и иногда что-нибудь изысканное - на рекламах. Ещё он видит Таймс, Ариал, Вердану и Тахому - в компьютере. Что же до использования - 90 процентов людей, набивая текст в Ворде, вообще о шрифтах не думают. Потому что в шаблоне Normal.dot всегда по умолчанию поставлен Таймс, а это такой великий шрифт, который давно уже потерял свои очертания, превратившись в чистую информацию.

И это правильно. Хороший шрифт вообще не должен быть заметен никак - как и хороший дизайн. Идеальный случай - когда информация проскакивает в сознание максимально быстро и точно, глаз уже смотрит на другую сцену - но остаётся послевкусие красоты и гармонии, не связанное ни с чем конкретным.
Понятное дело, что всё это - сплошь субъективные категории, и, возможно, потому большинство не заморачивается особенным выбором шрифтов, оставляя это дело "тем, кому положено".

По роду своей занятости мне постоянно приходится иметь дело с самыми разными шрифтами. За много лет я сжился с ними, научился многих узнавать в затылок и разбирать их путаные следы. Разумеется, не всех на свете - в любой коллекции, которые продаются на лотках и в киосках, около 3000 шрифтов. Знаю я поимённо 100-150, а вот для жизни мне нужно около 30, не более. Да и то - с большей половиной из них я просто не могу расстаться по причине острой многолетней любви, юзая при этом не чаще раза в год.
Пожалуй, эти шрифты я мог бы сравнить с любимыми и нужными книгами, которых приятно держать всегда под рукой - на полочках над рабочим столом. О них-то сейчас и буду заливаться подробно.

Прежде всего надо будет сказать, что речь пойдёт о полиграфических шрифтах, то есть, о тех, которые специально сделаны для процесса фотовывода и печати. Называются они шрифты Type I и умеют встраиваться в постскрипт-файлы со всеми своими метриками. Потому что те же Таймс, Ариал, Вердана и Тахома - хоть и хороши сами по себе, но рассчитаны для экрана и сделаны по другой технологии - TrueType. За наличие их в вёрстке обычно бьют по пальцам железной линейкой (и правильно, на печати мусор будет вместо текста), и умудрённые полиграфисты поучают салаг всегда юзать "честные" постскриптовские шрифты, не гоняясь за экранными красотами.
Если очень хочется, то можно нарыть, конешно, и Таймс, и Ариал, и всё остальное - именно в формате Type I. Это не экзотика, но искать их лениво - потому что для них всегда есть аналоги. И в большом количестве.

Всё, хватит трындеть. Начнём хотя бы с полки Serif - на ней больше всего книг.

Academy

Один из красивейших шрифтов в природе вообще. Более того - один из самых ранних исходно русских, создан в 1910 году в словолитне Бертгольда на основе самых ранних начертаний русских букв 18 века. Для букв "з", "ц" и "щ" это особенно хорошо заметно - эти трогательные хвостики подписаны самим Петром I аж в 1710 году. Академией хорошо делать любые книги - от стихов до научных трудов - на них тут же ложится несмываемый налёт антикварности.
(Забавно, что название гостиницы "Академическая" на "Октябрьской" написано именно этим шрифтом).


AdverGothic

Полка "Poster". Это плакатный, титульный шрифт для заголовков, много текста особо им не напишешь. Но что-то притягательное в нём, безусловно, есть - хотя бы то, что ни один российский дензнак без него не обходится. Автор - Владимир Ефимов.

AllegroScript

Полка под названием "Hand-Made", то есть как бы рукописные и каллиграфические шрифты. Поледних существует дофига, и большинство из них, что в моём распоряжении, - это чьи-то переделки и русификации буржуйских образцов. Вот Аллегроскрипт - один из них, что не режет глаз.

И PopularScript тоже очень хорош. Оба они подходят для всяких приглашений и визиток - где надо написать кудряво и коротко.


А из рукописных есть много достойных шрифтов - по типам: а) BetinaScript, Birch - корявые почеркушки на стикерах; б) Kisty, Parsek - для вывесок и кулинарных названий на коробках; в) Olga, Mistral - золотая середина: просто красивый человеческий почерк.



(Прекрасная статья Анны Шмелёвой о психологическом восприятии рукописных шрифтов - с позиции графологии, науки о почерке).

Baltica

Шрифт, как будто специально придуманный для газет и журналов. Он весьма хорош в мелких кеглях - 6-8, все статеечки, врезки и подписи читаются легко и без напряга. Великие люди работали в НПО Полиграфмаш в 50-х годах. А вот книгу уже им не стоит делать - Балтика жрёт страницы со страшной силой, и на бумаге придётся разориться. Ещё одно важное свойство этого шрифта - он чрезвычайно чувствителен к трекингу. В сторону разрядки, разумеется.

Charlemagne

Ещё один из любимых шрифтов - на этот раз с полки "Design". Есть в нём некий дух античности и средневековья, хотя, на самом деле, от классической антиквы там мало что осталось. Им удобно работать при всяческих стилизациях. Шрифт капительный, то есть без строчных букв, одни заглавные.

Crash

Работает безотказно в любой рекламе. Особенно, если огромным кеглем и кислотным цветом. Придумал его в 1995 году параграфовский мастер Александр Тарбеев на основе старого Гермеса. Страшно даже представить, как люди раньше мучались, добиваясь того же эффекта.

Europe

Он же Eurostyle, если у кого-то так это называется. Богатое семейство, родившееся в студии TypeMarket в начале 90-х. Полный комплект гарнитуры включает в себя версии Demi, Extended и Condensed - и это абсолютно незаменимый набор для любого рекламного издания, хоть как-то связанного с техникой. Во-первых, если рекламируется какая-то супертехнология и новый шмудак с выдвижной панелью. А во-вторых, если вдруг неважно какой заказчик возжелает дизайн в стиле "техно" - и эдак пальцами неопределённо пошевелит в воздухе (мы-то понимаем, что ляпнул он это сдуру, потому что слово "техно" модно нынче и всё тут) - можно смело брать весь комплект Европы. Потому что дух технологичности от неё стоит за версту, и заказчика кондрат от радости хватит.

FaRer

Я не знаю, кто придумал этот гениальный шрифт, но это был на редкость весёлый человек. Шрифт этот создан для приглашения на праздник, для подарков и щастья. Им можно написать любой бред, и всё равно будет смешно. У него есть модификация неизвестного авторства - FarBoro - с отличием только в букве "с": она там расширена.
Update: Farer - это первый шрифт Юрия Гордона (http://www.letterhead.ru/Fonts/farer.html)

FreeSet

В начале прошлого века в Германии появилась такая Новая Типография, собравшая под своим крылом массу молодых художников. Художники те со страшной силой повергали старые стереотипы, рисовали новые шрифты и в том числе разработали гротеск - шрифт без засечек. И все сразу закричали: вау, как это круто и непохоже ни на что, давайте мы теперь будем только гротеском пользоваться! А все старые мастера воротили носы и всё это баловство презирали. Но из всех вычурностей того времени пожалуй только гротеск (san-serif) и выжил, став привычным в любой современной типографике. Фрисет нынче - весьма удобная и ухватистая гарнитура для любого назначения: хоть бланки им делай, хоть стихи пиши. Непосредственный предок его - Frutiger, разработанный одноименным швейцарским дизайнером для надписей в парижском аэропорту Де Голля в 1975 году.

Garamond

Один из старейших типографских шрифтов. Антиква в чистом виде, с самого 1530 года, когда парижский мастер Клод Гарамон вырезал эти формы, - и в течение 250 лет в Европе не было другой антиквы. Более того, с его появлением связано и появление привычного нам внешнего вида книги как таковой. Это совершенный и благородный шрифт - для тиснения золотом, памятников мировой литературы и прочего с придыханием. Как никакой другой этот шрифт любит воздух вокруг себя - чем больше, тем лучше.

Helios

Это обширное семейство гротеска, самых разнообразных сочетаний. Панацея для любых рекламных буклетов. Особое место у меня в сердце занимает вариант Helios Condenced - это самая сжимаемая гарнитура в известной мне природе. Если на мелкой коробочке надо разместить Полное Руководство Пользователя В Двух Томах - выбор только в пользу этого шрифта.

Hermes

Старомодный и солидный шрифт, ведущий свою родословную из берлинской фирмы середины XIX века. В русском виде - благодаря Тагиру Сафаеву. Хорош для акцидентных - в смысле заголовочно-выделительных - нужд. Мне безмерно импонирует его едва заметная округлость - это как будто ничто человеческое ему не чуждо. Как будто тому, что написано Гермесом, можно доверять на подсознанке.

JournalSans

Гарнитура, известная в нашей стране как "Журнальная без засечек" - всё тот же легендарный Полиграфмаш 40-50-х. Шрифт этот юзали почти все советские журналы - от "Нового мира" до "Юности", и в книгах молодых писателей его тоже можно было часто увидеть. Именно такую журналичность ЖурналСанс до сих пор и несёт на себе, и это иногда пригождается, если с умом использовать.
А у меня с этим шрифтом связана забавная история детства. Мне было лет 10, и я часто подбирал на улице всякую лабуду - гнутые гвозди, подшипники, конденсаторы. Не помню, что я с этим барахлом делал потом, видимо, просто медитировал - иначе откуда я помню все эти мелочи в деталях. И вот как-то раз подобрал я на улице кусок от типографских гранок. Это была тяжёлая свинцовая пластинка примерно 3 на 9 сантиметров. Толщина её была миллиметра 4. И по длинному её торцу была отлита (прямо в свинце!) какая-то загадочная надпись в зеркальном виде. Я немедленно пришёл в страшное возбуждение - мне грезились тайны и шифры, прискакал домой и сунулся с этой пластинкой к зеркалу...
Надпись-то я прочёл, но ничего не понял - ни про что это, ни откуда это. И много лет впоследствии эта свинцовая пластинка и память о ней служили для меня важным напоминанием о принципиальной непознаваемости мира. То есть, я довольно часто о ней вспоминал, а эта надпись врезалась в меня, словно скрижаль - я и сейчас её помню, написана она была именно Журнальной гарнитурой:
"разделись и тоже нырнули. Но сразу, вытолкнутые"
И вот, пока я писал этот абзац, я взял и для смеха кинул эту фразу в Гугл.

Это Анатолий Алексин. Повесть "Домашний совет".
Всё проходит.

Lazurskiy

Изысканный шрифт на основе книг эпохи итальянского возрождения. Как бывают "авторы одной песни", так и про книжного художника Вадима Владимировича Лазурского можно тоже сказать - "автор одного шрифта", поскольку эта гарнитура - дело многих лет его жизни. Этот шрифт разработан для художественной литературы и книг по искусству (технические таблицы, например, смотрелись бы им довольно дико), по заказу НИИ полиграфического машиностроения в 1957 г.
Шрифт Лазурского артистичен и старомоден, он идеально подходит для стихотворений поэтов Серебряного века. Для него важна просторная сцена - крупный интерлиньяж и большие поля - как и было в старинных книгах.

Officina

Обе гарнитуры этого семейства - Serif и San-Serif (с засечками и без) - являются, на мой взгляд, абсолютным произведением искусства. И даже не только шрифтового. Создатель этого шрифта - таинственный европеец Эрик Шпикерман, русские начертания - Тагир Сафаев и Ольга Чаева (Paratype). Первоначально шрифт предполагался для всякой офисной корреспонденции, но он оказался настолько хорош, что с ним можно делать хоть стихи, хоть рекламу. Последний ребрендинг Билайна, например, заставил меня серьёзно задуматься о смене провайдера.

Petersburg

Это просто шрифт-кормилец. На нём может держаться вся художественная литература. Созданный на основе гарнитуры Кудряшевская, тактично близкий к Таймсу, он даёт ощущение хорошего вкуса прочитанного. Автор его - Владимир Ефимов, главный художник Паратайпа.

Opium

На основе шрифта Optima легендарного Германа Цапфа, созданного в 1958 году. Гарнитура оказалась настолько хороша, что её многократно русифицировали в разных конторах у нас. Из-за этого часто встречаются клоны: Opus, Optimal, Optimist, Opal - всё, что начинается на "opt". Опиум, на мой взгляд, - один из лучших вариантов (TypeMarket, Сергей Шанович, 1996). Этим шрифтом хорошо писать заголовки, названия и подписи к логотипам.

Trixie

Красивейший ретро-шрифт, созданный студией Letterror. Старая моя любовь.

Zaplyv

Ещё одна необъяснимая моя привязанность. Создан в студии Леттерхед. Что с этим, что с предыдущим - прекрасно получаются дискотечные флаеры и всякая молодёжная социалка.



Так, пора остановиться, иначе я рискую никогда не дописать этот пост...



В заключение надо бы сказать о "некрасивых" и "попсовых" шрифтах, которые уже всем глаза намозолили в жизни.
Сам по себе любой шрифт - не плох и не хорош. Скушным и неприятным его делают слова-клише, которые въедаются в него и превращают в дизайнерский штамп. Стоит лишь неожиданно изменить СЛОВО, написанное этим шрифтом - как всё начинает играть заново.

Izhitza


Beesknees


Astron


P.s. Может такой конкурс устроить? На самое неожиданное сочетание слова и шрифта :)


Текст долго писался и получился такой немалый.

http://www.paratype.ru/


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments